Образовательный портал Ucheba.com - Экзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе
Обзор интернета, оригинал этой страницы:
http://www.ucheba.com/ur_rus/tematich_plan/ur...
Дата добавления: 18.01.2008
Администрация сайта никак не связана с авторами этой страницы и не несёт ответственности за её содержимое.

 

Тематическое планирование курса литературы в 6 классе

Урок 1. Внеклассное чтение. Книги, прочитанные мною летом

Уроки 2-3. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла
Чтение вступительной статьи в учебнике. Греческое слово "миф" и его значение. Знакомство с "Подвигами Геракла" (чтение, подробный пересказ).
Беседа по вопросам учебника. Значение образных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии ("титаническая борьба", "панический страх", "олимпийское спокойствие", "сизифов труд").

"Легенда об Арионе". Геродот
Знакомство с содержанием легенды. (Чтение, пересказ.) Работа над трудными словами: тиран, дифирамб, кифаред.
Почему Арион был спасён дельфином? Поучительный смысл легенды.


Чтение статьи учебника.
Знакомство с народным мифом о Солнце. Разъяснение слов: свирепствовать, оратай, плодородная (земля), рать. Чтение мифов древней Индии.


Чтение "Сказания о путешествии Тора в Утгард", пересказ, беседа по содержанию.
Создание иллюстраций к прочитанным мифам.

Урок 7. Мифы североамериканских индейцев. Генри Лонгфелло "Песнь о Гайавате"

Уроки 8-9. Внеклассное чтение
Герои Эллады. (Н. Кун. "Легенды и мифы Древней Греции". В. Смирнова. "Герои Эллады". Обсуждение глав из данных книг)

Урок 10. "Библия для детей". "Новый завет": Рождество Иисуса Христа, притча о блудном сыне, притча о добром самаритянине

Урок 11. "Повесть временных лет", "Сказание о Кожемяке", "Сказание о Белгородском киселе"
Слово учителя о возникновении летописей. Выразительное чтение фрагментов. Беседа. (Что прославляется в этих сказаниях? А современному читателю интересны летописные сказания? Почему?) Подробный пересказ сказаний. Выводы. Русские летописи - отражение исторических событий и народных идеалов.

Русская литература XIX века

"И. И. Пущину"
Рассказ учителя о поэте и его учёбе в Царскосельском лицее. Искренняя, глубокая дружба Пушкина и Пущина.
Устное описание репродукции картины Н.Н. Ге "Пушкин и Пущин в селе Михайловском".
"И.И. Пущину". (Какие чувства вызывает это стихотворение?)

Урок 13. А. С. Пушкин. "Узник". Вольнолюбивый характер стихотворения
Слово учителя о свободолюбивых взглядах и настроениях поэта, которые сложились ещё в лицее.
Выразительное чтение стихотворения "Узник". Наблюдения над интонацией, ритмикой, лексикой стиха.
Обучение выразительному чтению. Выполнение заданий.

Урок 14. А. С. Пушкин - певец русской природы. "Зимнее утро"
"Зимнее утро".

Выяснение впечатлений о прочитанном произведении, анализ по вопросам. Особенности стихотворной речи. Выводы. "Зимнее утро" -выражение огромной любви поэта к родной природе.

Урок 15. А. С. Пушкин "Метель". Мастерство сюжета. Особенности построения повести
"Повести Белкина". Чтение "Метели". Художественный пересказ понравившегося фрагмента, анализ содержания по вопросам учебника. Наблюдения над языком рассказа. Особенности построения повести.


Изображение "маленького человека", его положения в обществе. (По произведениям "Станционный смотритель", "Барышня - крестьянка", "Выстрел".)

Урок 18. Михаил Юрьевич Лермонтов "Парус". Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения
Рассказ учителя о биографической основе стихотворения "Парус".
поэтической мысли в стихотворении. Выводы. Лермонтовский "Парус" - выражение свободолюбия поэта, его глубоких размышлений о жизни.

"Тучи". Раздумья поэта -изгнанника о своей судьбе
"вечными странниками"? Что общего в судьбе поэта и тучек? К кому относится слово "изгнанник"? В чём смысл сравнения поэта с тучками?) Приём сравнения как основа для построения стихотворения. Выводы. Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Поэт - изгнанник размышляет о своей судьбе.

Урок 20. Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях М. Ю. Лермонтова
"Листок", "На севере диком...", "Утёс", "Три пальмы". В чём сходство между "героями" лермонтовских стихотворений: парусом, утёсом, листом, пальмами? По учебнику чтение статьи "Антитеза", "Трёхсложные размеры стиха". Выполнение заданий по учебнику.


Что я ценю в поэзии М.Ю. Лермонтова.

Урок 22. Николай Васильевич Гоголь - создатель "Вечеров на хуторе близ Диканьки"
Повесть "Ночь перед Рождеством". (Чтение и анализ начала повести.)

Уроки 23-24. Усвоение содержания повести "Ночь перед Рождеством"

"Использование Гоголем народных преданий в повести "Ночь перед Рождеством".

Уроки 25-26. Урок развития речи

Урок 27. Николай Алексеевич Некрасов - "поэт и гражданин". "Железная дорога".
чтение "Железной дороги", комментарий к эпиграфу. Выяснение впечатлений о прочитанном стихотворении. Работа с трудными словами: ядреный, заступ, колтун, десятник, подрядчик, скопище, недоимка.

"Железная дорога". Гнетущие картины подневольного труда. Мысль Некрасова о величии народа
Выразительное чтение, комментарий, анализ идейного содержания по вопросам учебника. (Почему Некрасов называет голод царём? В чём проявляется власть этого царя? Зачем автор рисует толпу мертвецов? Что думает о народе генерал? А ваше мнение? С каким чувством Некрасов изображает рабочих и хозяев?) Диалог - спор. Роль пейзажа. Главный вывод Некрасова - мысль о величии русского народа, созидателя духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о прекрасной жизни.

"Дедушка", "Школьник"
"Чем волнуют нас стихотворения Н.А. Некрасова?"

Уроки 30-31. Николай Семёнович Лесков - выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. "Левша"
"Левша", выборочный пересказ. Работа над словарем: кунсткамера, складень, мантоны, мортимерово ружьё и др. Ваши впечатления о безымянном русском мастере.
Особенности языка произведения.

"Портрет" Левши
"Во дворце". Как держится русский умелец с царём и его окружением? Едкая насмешка автора над царскими чиновниками.
Заключение. Мысли автора о народе, его трудолюбии и патриотизме, но и горькое чувство от его бесправия и униженности.

Уроки 33-34. Развитие речи
Изложение текста "Левша в гостях у англичан".

"Лошадиная фамилия"
а имел псевдонимы?
Чтение рассказа "Лошадиная фамилия". Выполнение заданий учебника (стр. 185). Тёплый юмор рассказа. Речь героев как источник смешного. Чтение рассказа в лицах.

Урок 36. Продолжение знакомства с А.П. Чеховым. Рассказы "Толстый и тонкий", "Беззащитное существо", "Налим"
Урок - инсценирование эпизодов. Рецензирование игры "актёров".

Урок 37. Урок развития речи "Мой юмористический рассказ"
Учащиеся придумывают (устно) свой короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное.

Уроки 38-39. Внеклассное чтение. Владимир Галактионович Короленко "Дети подземелья"
"Детей подземелья" с чтением интересных эпизодов.
Картины нищеты и страданий людей в России. Протест против социального неравенства.
Рассказ учащихся о дружбе Васи с Валеком и Марусей. Роль этой дружбы в жизни героев повести.

Уроки 40-41. Родная природа в стихотворениях русских поэтов: Я. П. Полонский "По горам две хмурых тучи...", Ф. И. Тютчев "Неохотно и несмело...", "Листья", А. А. Фет "Ель рукавом мне тропинку завесила..." и др.

Русская литература XX века

Уроки 42-43. Андрей Платонович Платонов. Рассказ "Корова"

Обмен впечатлениями о рассказе. Беседа по вопросам учебника.
"портрета" Васи. Какое впечатление он на вас произвёл?
Чтение диалога машиниста и Васи. Какими вы себе представляете героев? Идея доброты, взаимопомощи, жизни для других - главная мысль многих рассказов писателя.


"Солдатское сердце" или "Июльская жара").

"Галоша", "Встреча"
"Большой человек" из книги Л. Утёсова "Михаил Зощенко в воспоминаниях современников".
Знакомство с рассказами. Что вы узнали о героях? Над кем и как смеётся автор? В чём видит зло? Выводы об особенностях "смеха" Зощенко.

Урок 47. Внеклассное чтение. М. М. Зощенко. Рассказ "Монтёр", "Операция", "Аристократка", "Кража" (по выбору учащихся)
"Каким я представляю себе главного героя?" Наблюдения над созданием комических ситуаций в рассказах.

"Кладовая солнца"
Самостоятельное чтение статьи в учебнике о М.М. Пришвине: что особенно дорого
К. Г. Паустовскому в творчестве М. М. Пришвина?
"Кладовая солнца", беседа по содержанию прочитанного.

"Кладовая солнца"
Выборочное чтение, пересказ эпизодов. Словесное рисование "Какими я представляю себе Настю и Митрашу".
Наблюдения над языковыми средствами, которые помогают понять авторское отношение к детям.

"Кладовая солнца"
Выразительное чтение описания Блудова болота, анализ содержания описания; языковых средств. Какой смысл вкладывает автор в слова "кладовая солнца"?
Самостоятельная работа над одним из описаний природы. Значение этого пейзажа в раскрытии переживаний героев.

Урок 52. Урок развития речи по произведению М. М. Пришвина "Кладовая солнца"
Письменный ответ на вопросы
1. Настя и Митраша. Как ведут себя дети в лесу?

"Берегите природу"
М.М. Пришвин. "Таинственный ящик". "Синий лапоть". "Лесная капель".
К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей". "Кот - ворюга". (По выбору учащихся.)

Урок 54. Николай Алексеевич Заболоцкий "Журавли". Размышления поэта о непреходящих духовных ценностях, о воле и борьбе, стойкости, постоянном самосовершенствовании человека
Слово о поэте. Чтение стихотворения "Журавли", анализ содержания по вопросам учебника, наблюдения над лексикой, ритмом стиха. Устное описание репродукции картины А. Рылова "В голубом просторе".
Размышления поэта.

"Одинокий дуб". "Не позволяй душе лениться..."
Урок - конкурс на лучшего чтеца.

"Орёл"
Чтение стихотворения, работа над произведением по вопросам учебника (стр. 250). Главная мысль. Утверждение силы духа, любви к жизни и человеку.

"Покормите птиц", "Спешите делать добрые дела"

Уроки 58-59. Урок развития речи
Сочинение.


Урок 60. Виктор Петрович Астафьев "Конь с розовой гривой"

"Конь с розовой гривой"
Пересказ эпизодов, чтение диалогов в лицах. Беседа по содержанию. (Примерные вопросы. Когда и где происходят события в рассказе? Как жила семья Левонтия? Что привлекало главного героя в этой семье?

Проследить путь детей по дороге в лес. Как автор относится к своим героям? Как менялось настроение героя после его возвращения домой и на следующий день. Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему "пряник конём"?)
Решение нравственных проблем рассказа. Юмор.

Уроки 63-64. Валентин Григорьевич Распутин "Уроки французского". Отражение в повести трудностей военного времени
Чтение статьи "Уроки доброты", беседа по вопросам учебника.
Знакомство с содержанием рассказа "Уроки французского" (до эпизода "Драка"), выборочный пересказ. О каком времени идёт речь в произведении? Как жил главный герой? Что означало признание: "Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы"? Выводы о самостоятельной трудной жизни героя и в творчество же время об огромном желании главного героя учиться.

Урок 65. Усвоение содержания рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского"
3. Занятия у Лидии Михайловны.
"Василий Андреевич. увидел игру". Почему учительница решилась на игру в "замеряшки" с учеником? Как вы расцениваете этот поступок?

Урок 66. Юный герой и его учительница. Рассказ о юном герое по плану, данному в учебнике (стр. 300)
свой рассказ "Уроки французского"? В чём смысл этого произведения? Выводы и обобщения. Герои Распутина - добрые, честные, с высоким чувством собственного достоинства, щедрые и гордые. А встречали ли вы в наше время таких людей? Расскажите о них.


Рассказ о литературном герое. В.К. Железняков "Чудак из шестого "Б", "Путешественник с багажом". В.П. Крапивин "Брат, которому семь". "Звёзды под дождём". А.А. Лиханов "Последние холода" (по выбору учащихся).

Урок 68. Урок развития речи

"Тринадцатый подвиг Геракла"
"Тринадцатый подвиг Геракла". Обмен впечатлениями о прочитанном произведении. Расскажите о главном герое - рассказчике и его одноклассниках. Каким вы видите учителя математики? Почему автор дал ему такое имя?
"Формирование детских характеров". В чем главная мысль произведения? Почему рассказ так называется?

Уроки 71-72. Внеклассное чтение. Рассказы Фазиля Искандера
"Первое дело", "Запретный плод", "Дедушка", "Рассказ о море", "Вечерняя дорога". По выбору учащихся)

Уроки 73-74. Изображение русской природы в стихотворениях поэтов XX века
"Летний вечер", "О, как безумно за окном". С.А. Есенин "Задремали звёзды золотые...", "Пороша". А.А. Ахматова "Перед весной бывают дни такие..." Н.М. Рубцов "Звезда полей".


Устное сочинение по иллюстрациям русских художников 20 века, изображающих природу.

Зарубежная литература

"Приключения Гекльберри Финна"
Слово о писателе. Выступления учащихся с обзором самостоятельно прочитанных произведений этого писателя.
"Приключения Гекльберри Финна".

"Приключения Гекльберри Финна"


Создание "портретов" героев, художественный пересказ смешных эпизодов из романа о мальчиках, их дружбе и приключениях. Поведение Тома и Гека в критических ситуациях.

Уроки 80-81. Джек Лондон и его герои. Рассказ "Любовь к жизни"
Слово о писателе. Прослушивание рефератов.
"Трудная жизнь Джека Лондона."
2. "Джек Лондон в краю "великого безмолвия". ("Северные рассказы".)
Чтение рассказа Д. Лондона "Любовь к жизни".
Обмен впечатлениями о прочитанном рассказе. Беседа по содержанию по вопросам учебника (стр. 355). (Где и когда происходят события? Что можно сказать о героях? Каково состояние главного героя, покинутого товарищем? Проследите по тексту, как нарастает трагизм положения главного героя. Художественный пересказ эпизода "Встреча с волком". Почему в этой схватке одерживает победу обессиленный человек? Чем восхищается автор рассказа? Выводы. Герои Д. Лондона - мужественные, сильные духом и беспредельных возможностей, благородные и целеустремлённые.


Любимые герои Джека Лондона. (По самостоятельно прочитанным произведениям Д. Лондона "Белое безмолвие", "Мексиканец", "История Джис-Ук", "Тысяча дюжин".)

"Снап (история бультерьера)". Поэтическое жизнеописание животного
Беседа с учащимися о животных. Что интересного и необычного в собаках?
"Снап". Выборочный пересказ эпизодов. "Первое знакомство со щенком", "В охоте участвует Снап". Когда рассказчик признал, что Снап не зря был назван замечательным щенком? Эмоциональная напряжённость, остросю-жетность повествования.

"Расмус - бродяга". Знакомство с главами

Слово о писательнице. Чтение статьи в учебнике (стр. 371). Знакомство с главами из повести "Расмус - бродяга", беседа о подростке, весёлом, благородном и самоотверженном.

Урок 87. Урок развития речи
Сжатое изложение текста "Приключения Расмуса - бродяги".

"Каникулы"
Слово о писателе - фантасте. Чтение рассказа "Каникулы". Анализ по вопросам учебника (стр. 398). Расскажите о героях. Почему мать боялась, что желание её сына не совпадает с её желанием? Что, по вашему мнению, написал мальчик в записке? А что написали бы вы?

Уроки 89-90. Рэй Дуглас Брэдбери. Рассказ "Зелёное утро"
"Зелёного утра" от лица главного героя Бенджамена Дрисколла. Беседа по вопросам учебника (стр. 402). Заключение. Фантастические рассказы Бредбери - это мечта о чудесной победе добра, человечности над злом, это упорство в достижении цели.

Уроки 91-92. Урок развития речи
"Новая планета".

Урок 93. Повторение и обобщение изученного в б классе

Уроки 94-95. Внеклассное чтение. "Книги, которые я буду читать"
Обзор литературы для чтения летом.


Всего уроков 102 часа. Внеклассное чтение 16 часов. Развитие речи 16 часов.


 Приглашаем посетить сайты 
Рефераты Кулинария Паустовский Ахматова Бунин Достоевский Гоголь Пастернак Куприн Сайт