Открытый урок по теме "Михаил Зощенко - писатель-сатирик" :: Фестиваль «Открытый урок»
Обзор интернета, оригинал этой страницы:
http://festival.1september.ru/articles/538247...
Дата добавления: 08.08.2010
Администрация сайта никак не связана с авторами этой страницы и не несёт ответственности за её содержимое.

Открытый урок по теме "Михаил Зощенко - писатель-сатирик"

Нестерова Елена Михайловна

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы


Данные сатирика у вас - налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого...

- Уверена, что вы не раз смотрели этот фильм по рассказам Михаила Зощенко, и каждый раз вы смеялись от души. Задумывались ли вы, почему бывает смешно? (Человек хочет показаться не тем, кем является на самом деле.) ))

( слайд №3)

А какой вид комического вам еще известен? (Сатира, высмеивающая недостаток или порок человека, а также самого человека.) ( слайд №3)

Значит, за смешным стоит и серьёзное и очень грустное.

Обратимся к эпиграфу (ученик читает эпиграф.) ( слайд № 4)

Максим Горький говорит о соотношении иронии и лирики у Зощенко. Ирония - это смешное, а лирика - это то, что выражает авторское отношение к изображаемому.

- Подскажите, о каких писателях-сатириках идёт речь? (Гоголь, Салтыков - Щедрин, Чехов)

(сл. №5,6,7)

которые сохранились от прошлого, только уже в новом быту. Задача писателя та же, что была у Гоголя и у Чехова, - немногими словами сказать о многом. Часто одной значимой деталью высвечивается весь образ. И рассказы, как правило, начинаются с основного действия, как у Чехова. Нет подробного описания героев. Рассказы написаны простым языком, чтобы было понятно любому читателю.)

все эти вопросы помогут ответить консультанты. (сл. 8,9,10,11)

1-й учащийся. Впервые я познакомилась с писателем в V классе. На уроке литературы мы читали рассказ "Золотые слова". История смешная, таких в рассказах Зощенко немало. Я еще не раз читала его произведения, и мне захотелось узнать о судьбе самого писателя. Я узнала, что мечта о писательском труде родилась рано; это она побудила Зощенко к поискам все новых и новых ситуаций, которые бы ему раскрыли мир. Так, в 20 лет - в 1914 году - он оказался на фронтах Первой мировой войны, где был и командиром взвода, и прапорщиком, командиром батальона. Там он стал кавалером четырех боевых орденов, но там же он был ранен, отравлен газами и получил порок сердца. Он был свидетелем Октябрьской революции, которую воспринял как "гибель старого мира" и "рождение новой жизни, новой страны, новых людей". После революции сначала он служил пограничником, потом добровольцем пошел в Красную Армию, где был командиром пулеметной команды. Демобилизовавшись, он пробовал себя во множестве профессий и никогда об этом не пожалел: жизненный опыт стал материалом многих его сатирических рассказов.

прозвали его "угрюмым". Писатель был неравнодушным к тому, что происходило вокруг. Он хотел видеть людей счастливыми, а в жизни не всегда выходило так. Своими рассказами он пытался помочь людям стать добрее, порядочней, избавиться от пороков. Зощенко хотел научить людей понимать и ценить время, которое наступило после свершения революции. Ведь, по существу, его герои - это неплохие люди, только обезличенные долгой жизнью в унизительных условиях. Поэтому в большинстве его рассказов чувствуется горечь за человека и сострадание к нему.

3-й учащийся жизнь. Настоящей победой были "Рассказы господина Синебрюхова". Именно с них начался Зощенко-сатирик. Он пишет о беспорядках на транспорте, о неустроенном быте, о квартирных ссорах, о пустоте жизни обывателя, о пьянстве. Господство пустяка, рабство у мелочей - это то, на что обращается внимание писателя.

и пороками, говорят на том же языке, что и 80 лет назад; проблемы, которые волновали автора в 20-30-е годы, актуальны и сегодня.

Кухонный "ежик" становится причиной коммунальной войны на истребление. А цена этому "ежику" грош, но осатанелые люди, не уважающие друг друга, почти ненавидящие, считают невозможным уступить другому.

Теперь давайте вернемся к приемам изображения сатирического и попробуем найти их у писателя на примере рассказа "История болезни"; поговорим о тех языковых особенностях, которые помогают созданию комического.

- Какие еще моменты обращают на себя внимание? ("Белье не по росту" - политический подтекст: может, социализм оказался нам не по росту? "Небольшая палата на тридцать человек" - прием несоответствия.)

Это еще одна отличительная черта сказа, когда рассказ идет от лица героя на его специфически "неправильном" языке. У Зощенко это сочетание просторечия и бюрократически-идеологических штампов эпохи. "Я почти ничего не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица". В этом проявилось новаторство Зощенко-сатирика.

- Смотреть во время спектакля он предпочитает не на сцену, а на свою "аристократку" (ей достается удобное место в партере, а ему...).

я прочитаю вам, чем закончилась эта история у Зощенко, а вы познакомите нас со своими работами, и мы выясним, кто из вас близок к повествовательной манере писателя, кому удалось проникнуть в мир его героев. (Чтение работ, обсуждение.)

Домашнее задание: написать рецензию на один из рассказов Зощенко.


 Приглашаем посетить сайты 
Есенин Perl PHP Html CSS Web Высоцкий Культура Блок Сайт