Михаил Михайлович Зощенко. Дню рождения посвящается! + Знаменитые Экранизации! :: NoNaMe
Обзор интернета, оригинал этой страницы:
http://nnm.me/blogs/spiridonn/mihail-mihaylov...
Дата добавления: 11.09.2013
Администрация сайта никак не связана с авторами этой страницы и не несёт ответственности за её содержимое.

. Дню рождения посвящается! + Знаменитые Экранизации!

Михаил Михайлович Зощенко. Дню рождения посвящается! + Знаменитые Экранизации!

Михайлович Зощенко

Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958) - русский писатель, сатирик и драматург. В рассказах 20-х годов преимущественно в форме сказа создал комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее. «Голубая книга» (1934-35) - цикл сатирических новелл о пороках и страстях исторических персонажей и современного мещанина. Повести «Мишель Синягин» (1930), «Возвращенная молодость» (1933), повесть-эссе «Перед восходом солнца» (часть 1, 1943; часть 2, под названием «Повесть о разуме», опубликована в 1972 году).

Михаил Михайлович Зощенко. Дню рождения посвящается! + Знаменитые Экранизации!

Интерес к новому языковому сознанию, широкое использование форм сказа, построение образа «автора» (носителя «наивной философии»). Произведения Михаила подверглись уничтожающей критике в постановлении ЦК Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) как клевета на советскую действительность.

Ранние годы
Михаил родился 28 июля (10 августа) 1894 года, в Петербурге (по другим сведениям - в 1895 году, на Полтаве) в небогатой интеллигентной семье (отец - художник-передвижник, мать - писательница; обремененная семьей, где было восемь детей, она иногда печатала свои рассказы в газете «Копейка»).

Зощенко ушел на фронт, где был командиром взвода, прапорщиком и командиром батальона. За личную храбрость был награжден пятью орденами, среди которых был редчайший - солдатский Георгиевский крест. Тогда же был ранен, отравлен газами, получил порок сердца и депрессию, обострявшуюся во время крутых переломов его судьбы. После Февральской революции, при Временном правительстве, работал начальником почты и телеграфа, комендантом Главного почтамта в Петрограде, секретарем полкового суда в Архангельске.

Михаил Первые опыты - литературно-критические статьи (книга «На переломе», не завершена). В 1921 году в «Петербургском альманахе» опубликовал свой первый рассказ. Демобилизовавшись, попробовал себя во множестве профессий и никогда об этом не жалел: внутренний опыт военных и первых послереволюционных лет лег в основание его художественного видения.

Михаил Михайлович Зощенко. Дню рождения посвящается! + Знаменитые Экранизации!

Литературное окружение Зощенко
Желание стать профессиональным писателем привело Зощенко (1921) в группу «Серапионовы братья» (Лев Натанович Лунц, Всеволод Вячеславович Иванов, Вениамин Александрович Каверин (наст. фамилия Зильбер), Константин Александрович Федин, Михаил Леонидович Слонимский, Елизавета Григорьевна Полонская, Николай Семенович
намеренно шли от фактов жизни, а не от лозунгов. Их позицией была осознанная независимость, которую они противопоставляли рано сформировавшейся идеологической конъюнктурности в советской литературе. Критики, опасливо относясь к «серапионам», считали тем не менее, что Зощенко

Зощенко
Самосознание Зощенко складывалось в социокультурном контексте русского жизнетворчества. Революция усилила в нем идею непосредственного участия в преобразовании жизни. Порвав со своим классом еще до революции, как он заявлял неоднократно, Зощенко воспринял ее как «гибель старого мира», «рождение новой жизни, новых людей, страны». Его мировоззрение располагалось в русле «интеллигентски-народнической» (Александр Константинович Воронский) тенденции 1920-х годов. «Я всегда, - писал он Максиму Горькому в 1930 году, - садясь за письменный стол, ощущал какую-то вину, какую-то, если так можно сказать, литературную вину. Я вспоминаю прежнюю литературу. Наши поэты писали о цветках и птичках, а наряду с этим ходили дикие, неграмотные и даже страшные люди. И тут что-то страшно запущено. И все это заставляло меня заново перекраивать работу и пренебречь почтенным и удобным положением» (Литературное наследство, Т.70, М., 1963, с. 162).

Михаил Михайлович Зощенко. Дню рождения посвящается! + Знаменитые Экранизации!

Так родилась проза

Прежняя литература была писателем отринута как вялая и пассивная. Он боялся «дворянской реставрации» в литературе, Александра Блока считал «рыцарем печального образа» и надежды возлагал на литературу с героическим пафосом, моделируя ее по Горькому и Владимиру Маяковскому (книга «На переломе»).

(«Любовь», «Война», «Рыбья самка» и др.) была ощутима школа Антона Павловича Чехова, вскоре, однако, отринутая: большая форма чеховского рассказа казалась Зощенко не соответствующей потребностям нового читателя. Он избрал краткую форму в 100-150 строк, которая надолго стала канонической формой его сатирических рассказов. Он хотел писать языком, где был бы воспроизведен «синтаксис улицы... народа» (Перед восходом солнца. «Октябрь», № 6-7, с. 96). Себя он считал человеком, временно замещающим «пролетарского писателя».

Зощенко
Первой победой Михаила Михайловича были «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» (1921-1922). О верноподанности героя, «маленького человека», побывавшего на германской войне, было рассказано иронически, но беззлобно; писателя, кажется, скорее смешит, чем огорчает, и смиренность Синебрюхова, который «понимает, конечно, свое звание и пост», и его «хвастовство», и то, что выходит ему время от времени «перетык и прискорбный случай». Дело происходит после Февральской революции, рабье в Синебрюхове еще кажется оправданным, но оно уже выступает как тревожный симптом: произошла революция, но психика людей остается прежней. Повествование окрашено словом героя - косноязычного человека, простака, попадающего в различные курьезные ситуации. Слово автора свернуто. Центр художественного видения перемещен в сознание рассказчика.

Зощенко был победителем: соотношение изображения и смысла в его сатирических рассказах было на редкость гармонично. Основной стихией повествования стал языковой комизм, формой авторской оценки - ирония, жанром - комический сказ. Эта художественная структура стала канонической для сатирических рассказов Зощенко.

Михаил Михайлович Зощенко. Дню рождения посвящается! + Знаменитые Экранизации!

Поразивший Зощенко события. Наделавшая много шума фраза писателя «А мы потихонечку, а мы полегонечку, а мы вровень с русской действительностью» вырастала из ощущения тревожного разрыва между «стремительностью фантазии» и «русской действительностью». Не подвергая сомнению революцию как идею, М. считал, однако, что, проходя сквозь «русскую действительность», идея встречает на своем пути деформирующие ее препятствия, коренящиеся в вековечной психологии вчерашнего раба. Он создал особый - и новый - тип героя, где невежество было сплавлено с готовностью к мимикрии, природная хватка - с агрессивностью, а за новой фразеологией были скрыты прежние инстинкты и навыки. Моделью могут служить такие рассказы, как «Жертва революции», «Гримаса нэпа», «Тормоз Вестингауза», «Аристократка». Герои пассивны, пока не понимают, «что к чему и кого бить не показано», но когда «показано» - они не останавливаются ни перед чем, и их разрушительный потенциал неистощим: они издеваются над родной матерью, ссора из-за ершика перерастает в «цельный бой» («Нервные люди»), а погоня за ни в чем не повинным человеком превращается в злобное преследование («Страшная ночь»).

Новый тип стал открытием Михаила Зощенко всех образцов. Языковой комизм, который стал отпечатком абсурдности сознания его героя, стал формой и его саморазоблачения. Он сам себя маленьким человеком уже не считает. «Мало ли делов на свете у среднего человека!» - восклицает герой рассказа «Чудный отдых». Горделивое отношение к «делу» - от демагогии эпохи; но Зощенко образовала особый, «отрицательный мир», как он говорил, - с тем, чтобы он был «осмеян и оттолкнул бы от себя».

публикует «сентиментальные повести». У их истоков стоял рассказ «Коза»(1922). Затем появились повести «Аполлон и Тамара»(1923), «Люди»(1924), «Мудрость» (1924), «Страшная ночь»(1925), «О чем пел соловей» (1925), «Веселое приключение» (1926) и «Сирень цветет» (1929). В предисловии к ним впервые открыто саркастически говорил о «планетарных заданиях», героическом пафосе и «высокой идеологии», которых от него ждут. В нарочито простецкой форме он ставил вопрос: с чего начинается гибель человеческого в человеке, что ее предрешает и что способно ее предотвратить. Этот вопрос предстал в форме размышляющей интонации.

Герои «сентиментальных повестей» продолжали развенчивать мнимо пассивное сознание. Эволюция Былинкина («О чем пел соловей»), который ходил в начале в новом городе «робко, оглядываясь по сторонам и волоча ноги», а, получив «прочное социальное положение, государственную службу и оклад по седьмому разряду плюс за нагрузку», превратился в деспота и хама, убеждала в том, что нравственная пасивность зощенского героя по-прежнему иллюзорна. Его активность выявляла себя в перерождении душевной структуры: в ней отчетливо проступали черты агрессивности. «Мне очень нравится, - писал Горький в 1926 году, - что герой рассказа Зощенко «О чем пел соловей» - бывший герой «Шинели», во всяком случае близкий родственник Акакия, возбуждает мою ненависть благодаря умной иронии автора» («Литературное наследство». Т.70. М., 1963).

Михаил Михайлович Зощенко. Дню рождения посвящается! + Знаменитые Экранизации!

появляется еще один тип героя - человек, «потерявший человеческий облик», «праведник» («Коза», «Страшная ночь»). Эти герои не принимают морали окружающей среды, у них другие этические нормы, они хотели бы жить по высокой морали. Но их бунт кончается крахом. Однако в отличие от бунта «жертвы» у Чаплина, который всегда овеян состраданием, бунт героя

Обращение к типу героев-праведников выдавало извечную неуверенность русского сатирика в самодостаточности искусства и было своеобразной попыткой продолжить гоголевские поиски положительного героя, «живой души». Однако нельзя не заметить: в «сентиментальных повестях» художественный мир писателя стал двуполюсным; гармония смысла и изображения была нарушена, философские размышления обнаруживали проповедническую интенцию, изобразительная ткань стала менее плотной. Доминировало слово, сращенное с авторской маской; по стилистике оно было похоже на рассказы; между тем характер (тип), стилистически мотивирующий повествование, - изменился: это интеллигент средней руки. Прежняя маска оказалась приросшей к писателю.

Зощенко
Отношение критики к таланту Михаила Зощенко Ему советовали перестать писать о «мещанском болоте, которое и без того отживает свой век и никого не интересует» («Литературный современник», 1941, №3, с.126). Реальное опровержение этой точки зрения было заложено в широком диапазоне зощенковских героев: их социальный круг был велик и выходил за рамки тех, кто имеет «какую-либо небольшую собственность» - тут были и рабочие, и крестьяне, и служащие, и интеллигенты, и нэповские хозяйчики, и «бывшие».

Михаил Михайлович Зощенко. Дню рождения посвящается! + Знаменитые Экранизации!

Защищая свою приверженность к изображению особого типа героев, писал: «Я не хочу сказать, что у нас все мещане и жулики, и все собственники. Я хочу сказать, что почти в каждом из нас имеется ведь та или иная черта, тот или другой инстинкт мещанина и собственника». Он объяснял укорененность мещанства тем, что оно «накапливалось столетиями». При таком понимании мещанство выводилось за пределы сословных перегородок и включалось в иной ряд - этический, социально-психологический. «Мещанство» становилось не столько атрибутом сознания героя, сколько знаком особой формы существования человека в мире, особым способом видеть и чувствовать мир, системой жизни, где быт не одухотворен и где он не поднялся до уровня бытия. Следовательно, истинной причиной расхождения Зощенко и критики была его сосредоточенность на природе человека: она не вписывалась в ортодоксальную советскую идею быстрой «переделки» человека, его герой выпадал из канонизированного образца советской литературы - носителя передовых взглядов, представителя «отборных качеств» своего класса. Критика упрекала также в непроясненности авторской оценки. Саркастическая интонация, ирония казались ей недостаточно энергичной формой авторской тенденции.

Михаил Михайлович Зощенко. Дню рождения посвящается! + Знаменитые Экранизации!

Это привело к глубокой и неплодотворной рефлексии писателя над своим творчеством. Он ей подчинился. «Ироническую» складку своего характера он начал ощущать как собственную недостаточность. В его размышлениях огромное место заняли поиски «светлой формулы». «Ум не должен останавливаться на мрачном решении», - писал он в статье о Николае Алексеевиче Заболоцком (1937). «Мрачные качества непригодны советскому сатирику... - писал он в статье тех же лет об Илье Ильфе, - и комментировал: «Народу несвойственно такое мировоззрение». Прежде уверенно отвергавший «рыхлую», как он говорил, мысль о необходимом присутствии в сатире положительного героя,

Деформация
Корпус произведений Зощенко с Евгением Львовичем Шварцем, 1941), «Солдатское счастье» и др.), а также повести «Возвращенная молодость», «История одной жизни», «Черный принц», «Керенский», «Шестая повесть Белкина», «Тарас Шевченко». Стилистически они написаны в нейтральном стиле, в них нет языкового комизма , их риторика нравоучительна и банальна. Больше других привлекала к себе внимание «Голубая книга» (1935). С целью усилить воздействие своих идей на человека, старыми рассказами. Во имя оптимистического звучания из них было вынуто сатирическое жало.

Зощенко выносит морализм на поверхность. И тогда в его рассказах появляются назидание, перестройка героя на глазах у читателей («Огни большого города») и проповедническая интонация («Поминки»). Изредка являясь в своем истинном облике, сатира Зощенко

, судя по произведениям 1930-1940-х, в частности, по книге «Перед восходом солнца», в качестве модели исследования использовал и себя. Пережив революцию, он по себе знал и чувство страха перед «случаем», и ощущение «шаткости», и «какого-то хитрого подвоха в жизни», и несовпадение человека с самим собой, и «ленность» сознания, не сумевшего преодолеть жуткую правду реальной жизни.

Михаил Михайлович Зощенко. Дню рождения посвящается! + Знаменитые Экранизации!

Свое личное несовпадение с окружающей жизнью, гложущую его невозможность слияния с нею он возводил к своей «мрачности». Подобно тому, как Гоголь считал, что, борясь с болезнью, он занимается «изгнанием бесов», Зощенко в книге «Перед восходом солнца» (1943-1944), спускаясь в глубины своего подсознания, по Фрейду исследуя свои детские травмы, облекая ранние впечатления в слово, надеялся избавиться от депрессии. Он разделял советский взгляд на подсознательное как на сырой подвал, в который необходимо вторгнуться и которому должен противостоять разум. В этом он видел значение своей работы во время Великой Отечественной войны. Но публикация повести в журнале «Октябрь» (1943) вызвала резкую критику. Вторая часть так и не увидела свет при жизни писателя (впервые вышла в 1972 году, текстологически не выверенная, под названием «Повесть о разуме»). Волна политических обвинений прокатилась в прессе и в 1945 году - после перепечатки в «Звезде» детского рассказа «Серапионовых братьев» (о которых вспомнили в 1944 в связи с выходом первой части книги Константина Александровича Федина «Горький среди нас»).

В 1946 году грянул гром, что стоило здоровья и сильно сократило его жизнь. В докладе Андрея Александровича Жданова «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» и последующем затем постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 Зощенко был назван «подонком», «клеветником» и «подлецом». Его исключили из Союза писателей и лишили пенсии и карточек. Постановление было отменено только в годы перестройки.

В состоянии тяжелейшей депрессии и др. (переводческая работа, которую устраивали ему друзья, в частности Вениамин Александрович Каверин, была единственным средством существования его семьи). Здоровье

Михаил Михайлович Зощенко. Дню рождения посвящается! + Знаменитые Экранизации!

Экранизации


Преступление и наказание (1940)
Серенада (1968)
На ясный огонь (1975)
Не может быть! (1975)
Безумный день инженера Баркасова (1983)
Золотая рыбка (телеспектакль) (1985)

Золотые слова (1989)

Тюк! (1990)

Награды автора

Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы - Зощенко

Красивое никогда не бывает смешным.

Спи скорей - твоя подушка нужна другому.

Испуганный писатель - это потеря квалификации.

Самое важное в жизни - слова. Из-за них люди шли на костры.

Человек любит похвалиться своими пороками. Это ужасно модно.

В мужицкой стране должен править мужик. Интеллигент повернет на Запад.

Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворять желания, а в том, чтобы их иметь.

Жизнь слишком скоротечна, что бы устраиваться в ней так основательно, так всерьёз.

Любовь, как это ни удивительно, связана прежде всего с крупнейшими неприятностями.

Если женщина добродетельна, то об этом знает она одна. Если порочна - кто не знает?

У каждой истины есть своя маленькая тайна, и тайна счастья: оно познается только тогда, когда прошло.

Ужасно любит русский человек пожаловаться и погоревать на свои несчастья человеку влиятельному и солидному, а пуще всего генералу.

Ну на что мне моя «слава». Только мешает! Звонят по телефону, пишут письма! К чему? На письма надо отвечать, а это такая тоска!

Из всех дивных явлений и чувств, рассыпанных щедрой рукой природы, нам, наверно, я так думаю, наижальче всего будет расстаться с любовью.

В свое время знаменитый писатель Карамзин так сказал: "Если б захотеть одним словом выразить, что делается в России, то следует сказать: воруют".

Счастье бывает ни тогда, когда у вас все есть, а когда чего-нибудь нет и вы хотите этого и достигаете - вот счастье. Достигнув же, вы часто бываете несчастны, ибо в жизни вашей одним желанием уже меньше.

Список произведений

Возвращённая молодость
Голубая книга
Двадцать лет спустя
Дешёвая распродажа
Избранное
В сборник входят произведения:





Гиблое место
Рассказ про попа
На живца
Исповедь
Беда
Богатая жизнь

Агитатор
Аристократка
Стакан
Собачий нюх
Любовь
Жених



Пациентка
Баня
Нервные люди

Актер

Административный восторг
Обезьяний язык
Лимонад

Четыре дня
Столичная штучка
Счастливое детство
Хозрасчет
Засыпались
Папаша
Пассажир
Муж

Тормоз Вестингауза
Медик
Прискорбный случай
Кинодрама
Режим экономии
Часы
Сильное средство
Дамское горе
Чудный отдых

Утонувший домик
Телефон
Монтер
Прелести культуры
Гости
Операця
Гримаса нэпа


Социальная грусть


Научное явление
Кошка и люди
Иностранцы
Закорючка

Летняя передышка


Терпеть можно


Врачевание и психика




История болезни
Опасные связи
Огни большого города
Об уважении к людям
Веселая игра

Роза-Мария
Шумел камыш
Поучительная история
Последняя неприятность
С Новым годом
Сынок и пасынок
Ночное происшествие
Кочерга
Испытание



Лёля и Минька

2. Калоши и мороженое
3. Бабушкин подарок
4. Не надо врать

6. Находка


Рассказы о Ленине
1. Графин
2. Серенький козлик
3. Рассказ о том, как Ленин учился


6. Иногда можно кушать чернильницы

8. В парикмахерской
9. Покушение на Ленина
10. Ленин и часовой
11. О том, как Ленину подарили рыбу


14. Ошибка

16. На охоте
Коза



Предисловие к третьему изданию
Предисловие к четвертому изданию
Аполлон и Тамара



Мишель Синягин



Сколько человеку нужно

Мелкий случай из личной жизни

Рассказ про одного спекулянта



"счастливый путь"




Мелкий случай из личной жизни
Свадебное происшествие
Забавное приключение
"Коварство и любовь"

Рассказ о том, как чемодан украли
Поимка вора оригинальным способом (Быль)

Рассказ о подлеце
Интересный случай в гостях


Рассказ о том, как девочке сапожки покупали

Рассказы о неудачах

Рассказ о банях и их посетителях


Мелкий случай из личной жизни
Интересное происшествие в канцелярии

Рассказ о человеке, которого вычистили из партии
Рассказ о беспокойном старике


Бедная Лиза

Происшествие

Послесловие ко всей книге

Прощание с читателем

Преступление и наказание
Парусиновый портфель
Солдатское счастье

Крепкая женщина
М. Лассила. Воскресший из мёртвых (пер. М.Зощенко)
М. Лассила. За спичками (пер. М.Зощенко)

На краешке стола
Опальные рассказы
Перед восходом Солнца
Повесть о разуме
Тарас Шевченко

Год: 1923-1972
Михаил
Жанр: Классическая и юмористическая проза
Язык: Русский
Формат: FB2+PDF+RTF
Качество:

Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст

Не может быть! (1975) DVDRip-AVC

Михаил Михайлович Зощенко. Дню рождения посвящается! + Знаменитые Экранизации!

Фильм состоит из трёх новелл:

Преступление и наказание (00:03:25 - 00:35:57)
ничего хорошего. Эти же мысли посещают его супругу и шурина, которые, дабы предупредить неизбежную конфискацию имущества, срочно продают всё, что было нажито «непосильным» трудом. Кроме того, жена спешно разводится с главным героем и выходит замуж за соседа. А сам главный герой, которого всего-навсего вызывали свидетелем, в отличном настроении возвращается домой Впрочем, героя арестуют, но это будет потом.

Забавное приключение (00:35:58 - 00:57:41)
подруги любовницы, а сосед подруги любовницы по коммуналке - любовником твоей собственной жены. В конце-концов, все шестеро героев чисто случайно, при интересных обстоятельствах, пересекаются вместе, и собравшись за столом, пытаются найти выход из сложившейся ситуации.


В третьей молодой человек, поторопившийся с предложением руки и сердца, приходит на собственную свадьбу, где никак не может узнать свою невесту - до этого они встречались только на улице и он запомнил её в зимней одежде. Попытки незаметно выяснить, кто же из присутствующих женщин его будущая жена, приводят к непредсказуемым последствиям.

Продолжительность: 01:31:39
Перевод: Оригинальный

7.5/10

Дата мировой премьеры: 23 октября 1975

Видеокодек: Xvid
Битрейт видео: 1818 Кбит/сек

Качество видео: DVDRip
Аудиокодек: AC3 5.1
Битрейт аудио:

На ясный огонь (1975) DVDRip

Михаил Михайлович Зощенко. Дню рождения посвящается! + Знаменитые Экранизации!

Молодую разведчицу забрасывают в стан белых для выполнения опасного задания. В тылу врага она попадает в плен. Чтобы добраться до своих, ей придется пережить ложный расстрел, а также несколько раз побывать замужем

На ясный огонь
1975
Жанр:
Режиссер: Виталий Кольцов
В ролях: Татьяна Доронина, Лев Дуров, Владимир Пицек, Ролан Быков, Маргарита Гладунко, Евгений Евстигнеев, Александр Лазарев, Елена Санаева, Владимир Тихонов, Борис Химичев, Борис Новиков, Петр Глебов, Николай Погодин, Станислав Чекан, Виктор Филиппов, Алексей Бахарь, Александр Лебедев

Фильм снят по повести М. Зощенко "Возмездие".


01:23:18
Перевод:

XviD
Качество: DVDRip
Видео: 1964 Кбит/с, 688x304, 25fps
Звук: AC3, 384 Кбит/с (2ch)
1.37 Гб

Необходимо зарегистрироваться

© 2000- NIV