• Приглашаем посетить наш сайт
    Островский (ostrovskiy.lit-info.ru)
  • Смирнов А.: О Зощенко

    О Зощенко

    Бывает так, что в какой-то момент умному человеку будто кто глаза застил, и начинает он плутать в трех соснах, как слепой.

    И неглупые люди начинают самым серьезным образом говорить такие, мягко говоря, банальности, что становится за них и стыдно и обидно.

    Вот и эта история меня весьма огорчила. 

    За что осудили Зощенко  

    Во время единственной продолжительной встречи писателя Юрия Нагибина с Михаилом Зощенко зашел разговор о том, почему для разгрома Михаила Михайловича выбирали самые безобидные вещи вроде милого детского рассказа "Приключения обезьяны".

    Далее произошел следующий диалог.

    Зощенко: "А никаких "опасных" вещей не было. Сталин ненавидел меня и ждал случая, чтобы разделаться. "Обезьяна" печаталась и раньше, никто на нее внимания не обратил. Но тут пришел мой час. Могла быть и не "Обезьяна", а "В лесу родилась елочка" - никакой роли не играло. Топор навис надо мной с довоенной поры, когда я опубликовал рассказ "Часовой и Ленин". Но Сталина отвлекла война, а когда он немного освободился, за меня взялись".

    Нагибин: "А что там криминального?"

    Зощенко: "Вы же говорили, что помните наизусть мои рассказы".

    Нагибин: "Это не тот рассказ".

    Зощенко: "Возможно. Но вы помните хотя бы человека с усами".

    Нагибин: "Который орет на часового, что тот не пропускает Ленина без пропуска в Смольный?"

    Зощенко кивнул: "Я совершил непростительную для профессионала ошибку. У меня раньше был человек с бородкой. Но по всему получалось, что это Дзержинский. Мне не нужен был точный адрес, и я сделал человека с усами.

    Кто не носил усов в ту пору? Но усы стали неотъемлемым признаком Сталина. "Усатый батька" и тому подобное. Как вы помните, мой усач - бестактен, груб и нетерпим. Ленин отчитывает его, как мальчишку. Сталин узнал себя - или его надоумили - и не простил мне этого".

    Нагибин: "Почему же с вами не разделались обычным способом?"

    Зощенко: "Это одна из сталинских загадок. Он ненавидел Платонова, а ведь не посадил его. Всю жизнь Платонов расплачивался за "Усомнившегося Макара" и "Впрок", но на свободе. Даже с Мандельштамом играли в кошки-мышки. Посадили, выпустили, опять посадили. А ведь Мандельштам в отличие от всех действительно сказал Сталину правду в лицо. Мучить жертву было куда интереснее, чем расправиться с ней".

    В заключение беседы Нагибин подал полезный, но несколько запоздалый совет:

    "А вы написали бы просто "какой-то человек".

    "Это никуда не годится. Каждый человек чем-то отмечен, ну и отделите его от толпы. Плохие литераторы непременно выбирают увечье, ущерб: хромой, однорукий, кособокий, кривой, заика, карлик. Это дурно. Зачем оскорблять человека, которого вовсе не знаешь? Может, он и кривой, а душевно лучше вас".

    В посмертном двухтомнике М. Зощенко усатый грубиян все-таки превратился в "какого-то человека". Таким нехитрым образом редактор защитил Сталина (уже покойного и осужденного за культ личности) от "клеветнических инсинуаций".

    (Исторические анекдоты от Старого Ворчуна. Вып. 138)

    Надо сказать, что рассказа про обезьяну в "Избранном" Зощенко 1981-го года нет. Не нашел я его и у Мошкова.

    И я не помню, чтобы я этот рассказ когда-нибудь читал. Хотя читал у Зощенко много, и многое помню до сих пор.

    А вот рассказ "Ленин и часовой" в сборнике есть.

    Обсуждаемый кусок выглядит в нем так.

    А в этот момент подошел к дверям Смольного какой-то человек, должно быть, из служащих.

    И видя, что часовой не пропускает Ленина, возмутился. И крикнул:

    - Это же Ленин! Пропустите!

    Лобанов тихо ответил этому человеку:

    - Без пропуска я затрудняюсь пропустить этого. До этого раза я еще не имел счастья видеть товарища Ленина. И вдобавок я и вас не знаю и даже не посмотрел еще вашего документа.

    Служащий возмутился еще больше и крикнул:

    - Извольте немедленно пропустить Ленина!

    Вдруг Ленин говорит:

    - Не надо ему приказывать, и тем более не надо кричать. Часовой поступает совершенно правильно. Порядок для всех одинаков.

    "Человека с усами" в этом отрывке нет, но, на мой взгляд, нужно обладать почти бесконечным воображением, чтобы найти в нем признаки скандала и "отчитывания" Лениным безымянного персонажа.

    В этом рассказе даже рабочий Лобанов изъясняется так галантерейно, будто его пригласили охранять Смольный не из коллектива рабочих Путиловского завода, а из воспитанниц Смольного института благородных девиц.

    Вот это действительно "непростительная для профессионала ошибка", а вовсе не та, о которой говорит Зощенко.

    А ошибка в персонификации необозначенного второстепенного персонажа исправляется элементарно просто: не дополнительным обезличиванием персонажа, а добавлением дополнительных характерных черт.

    Если для Зощенко были так важны усы у какого-то второстепенного персонажа, можно было бы приписать, например, так:

    "... какой-то человек с усами и в тельняшке, возможно, из служащих в Смольном" - после этого вопрос о личности этого человека отпал бы раз и навсегда.

    Ну кто может представить Сталина в тельняшке?

    Конечно, Жданов, разнюхав о нелюбви Хозяина к Зощенко, мог найти нежелательные аналогии где угодно.

    Но роль писателя заключается не в том, чтобы объяснять свой провал неправильно поставленных словом, а в том, чтобы за частным случаем видеть общее.

    Зощенко на это оказался неспособен. (Я не имею в виду его литературную деятельность, а только его проницательность в отношении себя).

    И потому ничего не смог противопоставить Жданову, который "общее" с "частным" успешно связал, найдя для реализации общей тенденции "нелюбви" конкретную (пусть не относящуюся к делу и глупую) зацепку.

    Справедливости ради нужно сказать, что писатель и не обязан что-то противопоставлять нелюбящим его властям. Кроме собственных литературных произведений.

    "съедать" совершенно без сопротивления тоже довольно унизительно.

    (Между прочим, замечу в скобках, что из всех произведений Зощенко сильнейшим его литературным трудом я считаю перевод романа Ласиллы "За спичками", сделанный в период опалы.

    В нем - и только в нем - я вижу настоящий литературный (почти пушкинский) язык и стиль, в отличие от полупримитивного стиля его оригинальных рассказов и повестей.

    Я понимаю, что в своих бытописательских рассказах он стилизовал разговорную обывательскую речь того времени, но выглядит она - а вслед за ней и сами рассказы - довольно убого.)

    Я не думаю, что Сталин не любил Зощенко из-за гипотетического личного выпада писателя против генсека.

    Дело было совсем в другом.

    Сталин перестраивал страну.

    Ему - в литературе и искусстве - был нужен новый человек, новый герой - бескорыстный, удалой, грамотный, политически подкованный, преданный делу ВКП(б), беззаветный строитель социализма.

    А где они у Зощенко?

    с сочувствием, которое могло быть принято (и было принято) за воспевание, говорит об обывателе, маленьком, мелочном, полуграмотном и невежественном человечке.

    Какой социализм? Какие сияющие вершины?

    Дымящая печка, разбитый стакан, драка на коммунальной кухне - это все не вписывается в образ страны победившего пролетариата.

    А "человек с усами" или "безусая обезьяна" - это пустяки и придирки. Это удел и уровень исполнителя Жданова.

    А исполнители бывают крайне бдительными, невероятно подозрительными и фантастически находчивыми - я уже упоминал, за что сняли редактора журнала "Аврора".

    Согласитесь, что вряд ли редактора "Авроры" сняли по звонку из ЦК.

    Похоже, что Зощенко истинную причину прохладного отношения властей к себе подспудно чувствовал тоже. И давно. Но не смог сформулировать.

    Наверняка, (в глубине души) подстраховаться хотел.

    Но только себе напортил: Ленин у него получился тоже маленьким, невзрачным и неубедительным.

    Вернее сказать, похожим не на вождя пролетарской революции, а на банщика из соседней бани.

    И не важно, каким он был на самом деле. Важно, что такой образ самым предосудительным образом выпадал из официальной иконографии.

    Хрущева на ХХ съезде КПСС.

    И там, и там какие-то мелкие фактики (почти сплетни) без малейшей попытки осмыслить явление в целом.

    Время тогда, что ли, было такое?

    Раздел сайта: